lost_buddha

Category:

Трагедия теплохода Армения

В апреле этого года специалисты Центра подводных исследований Русского Географического Общества после долгих поисков в Черном море, на глубине 1500 метров нашли останки теплохода "Армения". Эта катастрофа считается одной из крупнейшей в истории. Давайте сегодня вспомним как это случилось.

В конце 20 годов прошлого столетия промышленность СССР приступила к активной работе в судостроительной области. Так на Балтийском заводе первый спущенный на воду корабль гражданского назначения получил название "Аджария". В последующие годы было построено еще пять кораблей этого класса. Один из них назывался "Армения". На борту этого судна могло разместиться 950 пассажиров и 96 членов экипажа. Кроме того судно могло перевозить до тысячи тонн груза. С 1928 года теплоход исправно трудился на судоходной линии Одесса-Батуми.

Теплоход «Армения»
Теплоход «Армения»

С началом Великой Отечественной Войны "Армению" переделали в санитарно-транспортное судно. Было убрано часть перегородок и некоторые отсеки были переоборудованы под операционные. Вместимость судна при этом понизилась до 400 человек. На бортах были размещены опознавательные знаки медицинского судна, был поднят флаг Международного Красного Креста, но черный цвет корпуса при этом остался. Видимо все делалось в спешке. Кроме того, на теплоходе были размещены зенитные орудия и пулеметы - в этой истории это является немаловажным фактом. Несмотря на небольшую вместимость, после переделки за пятнадцать рейсов теплоходу удалось эвакуировать из Одессы более чем пятнадцать тысяч человек.

Начиная с конца сентября 1941 года военное положение в Крыму стало крайне сложный. Орда фашистов всю глубже проникала на территорию полуострова и сухопутных путей эвакуации уже не осталось. Единственная надежда была на флот и "Армения" очень подходила для реализации плана эвакуации.

6 ноября теплоход "Армения" вышел из порта Севастополя и взял курс на Туапсе. На борту находился персонал нескольких госпиталей, раненные бойцы Красной Армии, сотрудники театра им. Луначарского и персонал лагеря "Артек".

7 ноября теплоход получил предписание зайти в порт Ялты для дополнительной эвакуации людей. Встречается информация о том, что "Армения" еще заходила в Балаклаву, якобы принять на борт "тайный груз НКВД", но подтверждения этой информации нет и версия захода в Балаклаву отвергается многими историками. Хотя в Ялту судно прибыло только в два часа ночи.

По воспоминанию человека, которому так и не удалось попасть на борт, погрузка людей шла до семи утра - народу было очень много. Была давка и люди буквально штурмовали судно, поэтому точное число людей попавших на борт никто не знает. Но судно было крайне перегружено.

В 8 часов утра теплоход "Армения" под командованием капитан-лейтенанта Владимира Яковлевича Плаушевского отправился в свое последнее плавание. Сейчас очень многие критикуют решение отправить судно утром, а не ночью, но дело в том, что войска нацистов уже были на окраинах города и ждать было никак нельзя, особенно учитывая то, что противовоздушная оборона порта была крайне слабой и атака самолетов могла произойти в любой момент. И Владимир Яковлевич был опытным капитаном и конечно надеялся используя характеристики судна маневрировать, уходя от вражеского огня и торпед в случае атаки. Кроме того в охранении судну дали сторожевой катер. По некоторым данным в охранении было два катера и два истребителя И-153. Так или иначе в 8 часов утра 7 ноября 1941 года теплоход "Армения" вышел в море.

В.Я. Плаушевский
В.Я. Плаушевский

Но уже в 11.25 этого же дня судно подверглась атаке немецких самолетов. По оперативной сводке штаба по судну был произведен пуск торпед, по воспоминаниям же выживших, немецкие пилоты скидывали бомбы.

А выживших было совсем немного. Есть разные данные которые говорят что выжило 6 или 8 человек. Где-то встречается информация о том, что спаслось 82 человека. Так же люди, которым посчастливилось спастить, рассказывали что судно получило очень сильные повреждения и затонуло в течении четырех минут. По их рассказам это был просто ад - везде были взрывы и пламя, а люди метались и не могли найти себе спасение. А чудовищная перегрузка корабля не позволила капитану маневрировать. Точное количество погибших тоже точно не известно. Официальные данные того времени говорили о пяти тысячах погибших, современные же исследования историков говорят о цифре в семь-десять тысяч. Это одна из самых крупнейших морских катастроф на море.

После окончания войны эта катастрофа фигурировала на Нюрнбергском процессе, но виновные по данному случаю ушли от ответственности. Помните, в начале статья я упоминал о том, что на "Армении" были установлены зенитные орудия и пулеметы? Именно этот факт и то, что у судна было боевое охранение, вывел "Армению" из категории санитарных судов, "легализовав" атаку немецкой авиации. Но как я думаю, даже если бы не было никакого вооружения на судне и не было бы охранения, это не остановило бы псов из Люфтваффе от атаки. Там более что они прекрасно должны были видеть и медицинский флаг и огромное количество людей на палубе.

Долгое время информация об этой катастрофе была засекречена и открыта лишь в 1989 году. Насколько полно она открыта, я не знаю - так как и сейчас есть много неточностей и расхождения в информации. Судно искали долгое время и наконец нашли. В ходе обследования, сотрудники РГО нашли подтверждения того, что судно затонуло очень быстро - так как были сильно вдавлены иллюминаторы. Так же обнаружены чудовищные повреждения палуб корабля, а вот корпус в принципе целый. Значит что все-таки торпедной атаки не было, теплоход затонул от бомбовых ударов.

Судовой колокол теплохода
Судовой колокол теплохода

Новых погружений к останкам судна не будет. Как правильно заметили сотрудники РГО, это не просто исторический объект, это место упокоения нескольких тысяч людей. А глубина в 1500 метров надежно скроет судно от охотников за сокровищами и любителей "скандалов, сенсаций, интриг и расследований". 

А мы только можем сказать специалистам Центра подводных исследований Русского Географического Общества большое спасибо за их долгие и успешные поиски и всегда помнить об этой катастрофе, не забывая нашу историю.

Новых погружений к останкам судна не будет. Как правильно заметили сотрудники РГО, это не просто исторический объект, это место упокоения нескольких тысяч людей. А глубина в 1500 метров надежно скроет судно от охотников за сокровищами и любителей "скандалов, сенсаций, интриг и расследований". 

А мы только можем сказать специалистам Центра подводных исследований Русского Географического Общества большое спасибо за их долгие и успешные поиски и всегда помнить об этой катастрофе, не забывая нашу историю.

Венки на месте гибели судна
Венки на месте гибели судна


promo lost_buddha march 5, 2020 00:26 22
Buy for 20 tokens
Привет. Меня зовут Алексей. В своем блоге я буду рад рассказать вам об истории наших цивилизаций. Некоторые страницы нашей истории очень мрачные и страшные, но я считаю, что мы должны говорить о них. Вспоминать и не забывать. Тогда есть шанс того, что страшные события больше не повторятся. Еще…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.