lost_buddha

Category:

«Адмирал Нахимов». Разойтись не удалось.

31 августа 1986 года произошла страшная катастрофа советского пассажирского парохода «Адмирал Нахимов». Погибло 423 человек. Я даже помню как эта новость всколыхнула людей, хотя советская власть как всегда пытались скрывать трагедии, которые происходили в СССР —  информация о жертвах начала поступать только 5 сентября. Я всегда думал, ну вот как два корабля могут столкнуться в открытом море? Это же не огромные скорости, вы друг друга должны видеть, переговариваетесь по рации.. Но все равно происходит столкновение. Теперь я давно вырос и давно знаю, что среди прочего, мир полон таких вещей, как дурость и безответственность. Вот, что тогда произошло..

Корабль «Адмирал Нахимов» был построен еще в 1925 году в Германии и получил имя «Берлин». Долгое время служил круизным судном, а в войну был переоборудован под госпитальное и эвакуационное судно. В самом конце войны «Берлин» подорвался на двух минах и затонул. Но обследование судна показало, что корпус на удивление целый и был осуществлен подъем судна. 

«Берлин»
«Берлин»

После ремонта корабля советскими специалистами, судно получило новое название «Адмирал Нахимов» и встало на круизные линии. Несколько раз судно ходило в международное плавание и даже с секретными миссиями. Первый его капитан Николай Соболев очень любил свое судно и заботился о нем. «Адмирал Нахимов» стал шикарным и образцовым круизным кораблем. Но после того, как капитан Соболев вышел на пенсию, с кораблем стали происходить не очень хорошие вещи. Судно стало «штрафным» —  на его борт отправляли провинившихся моряков. Иногда менялось по 50 человек в месяц, а капитанов сменилось аж семь. Последним капитаном «Адмирала Нахимова» стал Вадим Марков. Отмечалось, что при нем ухудшилась дисциплина и дело даже доходило до распития спиртных напитков.

Красивое судно, да?
Красивое судно, да?

В 22.30 31 августа «Адмирал Нахимов» покинул причал Новороссийска и взял курс на Сочи. Погода была отличная. На корабле практически сразу началась дискотека, концерт и показ фильма, часть людей пошли в ресторан и бар. Кто-то же просто пошел спать —  на корабле было много детей. Тут еще стоит заметить, что недорогие каюты не были оборудованы системой кондиционирования воздуха и пассажиры в них открыли иллюминаторы.

«Адмирал Нахимов» в день выхода из Новороссийска.
«Адмирал Нахимов» в день выхода из Новороссийска.

Тем временем в Цемесской бухте в Новороссийски продвигается сухогруз «Петр Васев». По правилам «Адмирал Нахимов» должен был пропустить сухогруз, но зачем-то договаривается с ним об обратном. Зачем было нарушать правила судоходства, мне непонятно. Потом в нарушении инструкций Марков покидает рубку и уходит в каюту, оставляя помощников. Помощник на «Адмирале Нахимове» еще не один раз запрашивает подтверждение от сухогруза о том, что тот их пропускает И получает подтверждение. Но пеленг показывает, что «Петр Васев» начинает опасно сближаться с круизным кораблем. Тогда Александр Чудновский, второй помощник на «Адмирале Нахимове», вместо того, чтобы вызвать капитана на мостик, начинает менять курс теплохода на малые углы (5,10 и снова 5) градусов. Хотя по инструкции это может делать только капитан.

С другой стороны капитан сухогруза Виктор Ткачев ведет корабль по приборам. Приборы устаревшие, показывают данные с полминутной задержкой и даже не фиксируют малые углы изменения курса «Адмирала Нахимова. На малой дистанции эти приборы бесполезны. Петр Зубюк, помощник Ткачева указывает тому, что пеленг «Адмирала Нахимова» показывает пересечение курсов. Ткачев  же отмахивается и утверждает, что приборы (средство автоматической радиолокационной прокладки (САРП)) показывают «красивое расхождение». Вообще Ткачев был любителем таких «красивых расхождений» с другими судами на расстоянии 100-200 метров. Все кто его знал, говорили что его маневры были очень опасными. И только в 23.05 он удосужился оторвать свой взгляд от САРП и увидел, что сухогруз идет прямо на хорошо освещеннле круизное судно. После этого Ткачев начал сбавлять ход, но сделал это медленно. И лишь за три минуту до столкновения он отдал команду «полный назад», но сила инерции оказалась беспощадной. В 23.12 произошло столкновение и в 23.20 «Адмирал Нахимов» затонул.

Повреждения на сухогрузе «Петр Васев»
Повреждения на сухогрузе «Петр Васев»

Судно быстро дало сильный крен, началась паника и из кают было сложно выбраться. Ужасно, что в каютах оказалось заперто много детей, а их родители были на верхний палубах. Как вспоминал один из пассажиров, крики детей, звавших на помощь, это было самое страшное в той ночи. Кстати, сами пассажиры вели себя по разному. Кто-то сразу начал оказывать помощь другим, участвую в спасении. Кто-то же наоборот бросился отбирать у других средства к спасению. Впрочем, я тут не имею никакого права никого судить.
Из 1243 пассажиров погибло 423 человека. Среди погибших 23 ребенка.

Вот так нарушение правил, безалаберность в очередной раз привели к гибели большого количества людей. Всего этого можно было бы избежать. Если бы сразу по правилам круизный лайнер пропустил сухогруз. Если бы капитан Марков был бы там, где должен был быть. Если бы капитан Ткачев (любитель «красивых расхождений») послушал бы хоть раз своего помощника и посмотрел бы на курс визуально. И наконец, если бы Чудовский не стал бы самовольно менять курс, то «Адмирал Нахимов» продолжил бы свой путь в Сочи, а пассажиры бы продолжали отдыхать и веселиться. 

Памятник жертвам крушения
Памятник жертвам крушения

Кстати, посмотрите на картинку курсов. В принципе, если бы Чудновский не стал бы менять курс теплохода, то оба судна бы разошлись.

Курсы кораблей по времени
Курсы кораблей по времени

И хочется еще отметить темы, что власти СССР как часто это было, не сразу стали сообщать о масштабах катастрофы. Только 1 сентября СМИ начали давать краткие сообщения о столкновении в Цемесской бухте. Выжившим запретили давать телеграммы домой с упоминанием о катастрофе. Интересно, что при этом многие родственники пассажиров и членов экипажа получили телеграммы одинакового содержание «Жив и здоров. Город Новороссийск». И только 5 сентября начала поступать информация об огромном количестве погибших. Но это одно из проявлений советской власти, которая обладала манией все секретить.

P.S. Если когда-нибудь окажитесь в украинском городе Павлограде, то сможете найти там улицу Татьяны Федоровой. Это бортпроводница с «Адмирала Нахимова». До последней минуты она раздавала людям спасательные жилеты, помогала правильно их надевать. Но сама она погибла —  ей не хватило спасжилета.


promo lost_buddha march 5, 2020 00:26 21
Buy for 20 tokens
Привет. Меня зовут Алексей. В своем блоге я буду рад рассказать вам об истории наших цивилизаций. Некоторые страницы нашей истории очень мрачные и страшные, но я считаю, что мы должны говорить о них. Вспоминать и не забывать. Тогда есть шанс того, что страшные события больше не повторятся. Еще…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.